психолог Денис Шерстнёв

denis.samm@gmail.com

www.opora.ee

Данная тема, по мнению автора, была бы идеально-философским утверждением к игре “Верю, не верю”. Однако, смог бы ведущий игры констатировать верно ли утверждение или ошибочно? Автор данной работы предлагает всем нам отправится в удивительное путешествие под названием “Человек — творец своей жизни: возможности и границы”, и верит, что мы сможем узнать: ошибочно это утверждение или правдиво.

Свою работу автор хотел бы начать со слов итальянского психолога и по совместительству философа Менегетти, которые нашли у него в своё время отклик: “Если поместить общество на одну чашу весов, а личность – на другую, то кто или что  окажется более весомой?” Менегетти сам и отвечает на свой  вопрос: ”Личность окажется более весомой, хотя личность без общества не сможет существовать”. Развивая свою мысль, Менегетти утверждает буквально следующее: “…максимальную выгоду от данного взаимодействия должна получить именно личность”. Продолжая, Менегетти говорит, что “…от общества требуется для постоянно развивающейся личности предоставить благоприятную среду, где личность может реализовать потенциал, заложенный при её рождении”. Далее мыслитель подводит мысль “под обоюдную функциональную ценность — “…личность для общества и общество для личности”. И продолжает: “Люди рождаются разными, и в последствии каждому из нас нужно это продемонстрировать в исторически временном контексте”. Мгновение, другое и мыслитель Менегетти подводит к следующему: “Великое и непреклонное течение жизни всегда реализуется через людей, людей  наиболее умных и подготовленных к решению проблем, максимально воплощая функцию интенциональности природы”. И коротко добавляет: “В конечном итоге побеждает не личность, а жизнь”. 

Вполне согласившись с итальянским психологом и философом в одном лице, автор силой мысли и воображения, про которое мы еще поговорим, переносит нас в Тибет, практически на гору Кайлас. Ведь ему важно здесь и сейчас, сказать про тибетских монахов в контексте нашей темы — возможности и границы. У отдельно взятого тибетского монаха изначально возможности и границы расширены. 

На примере физических  возможностей рассмотрим следующий случай. Среднестатистический тибетский монах никогда не скажет себе: “Я подтянусь 20 раз”. Он скажет себе: “Я буду подтягиваться 24 часа”.  Конечно, нужно учитывать, тот факт, что прежде чем сказать это, тибетский монах должен усиленно тренироваться, причем не только физически. Тибетские монахи, в физической, повседневной и духовной жизни благодаря каждодневной работе над собой и соблюдению определенных правил, расширяют границы своего сознания и это касается, как вы поняли не только физических упражнений.   

Теперь, как обещал про воображение. Если мы не тибетские монахи, то единственный пример, когда наше сознание живет без границ — это пожалуй наш сон и фантазия. Мы — люди, обладаем уникальным даром, а именно, можем моделировать в своём сознании при помощи воображения всё что захотим. Здесь бы тибетский монах нам сказал: “Не стоит путать желаемое с действительным”. А ведь он во многом прав. Ведь наша действительность — это реальность, которая давит на нас многими запретами и границами, например: воспитание, образование, социальный статус, финансовое положение и многое другое. Разве всё это свойственно тибетским монахам в полной мере. По-сути они отшельники,  которые отказавшись от много негативного, но оставив главное — обучение, внутреннюю рефлексию, простые понятные правила, положительный вектор взаимодействия с окружающими, правильное питание, правильный режим сна и отдыха, занятие спортом и другое.  Действительно, когда мы спим или фантазируем, мы можем позволить себе очень многое, и быть кем угодно, ведь здесь нет границ, наши возможности расширены. Но рано или поздно, сон или фантазия заканчивается и мы осознаем, что это наш реальный мир и наши границы включаются также легко, как электрические лампочки в наших домах. Возможно, именно это не позволяет нам быть счастливыми, смелыми, энергичными, изобретательными, талантливыми, известными, богатыми. И чем больше границ, тем меньше мы имеем возможности себя реализовать.

У Валерии Сергеевны Мухиной кажется есть термин “нон аутизм”, означающий не патологию, а норму — человек здоров, но имеет обыкновение погружаться в собственный мир воображения, фантазий и грёз. Валерия Сергеевна Мухина считает следующее: “Эти состояния могут представить собой невинную игру воображения, но они могут увести человека от реальной жизни. Однако в этом таится опасность потери способности к социальной активности, потери социальной сензитивности”. 

По мнению автора, три независимых мыслительных вектора в виде психолога Менегетти, гипотетического тибетского монаха и доктора психологических наук  Валерии Сергеевны Мухиной  сошлись в одной точки взаимодействия. Дополняя и накладываясь друг на друга,  общество для личности и личность для общества, воображаемое — это не действительность, а потеря социальности. Приводит к пониманию, что нужно больше работать над собой, и даже если не стать тибетским монахом, можно стать отшельником в своей местности например. А может быть оставим эту идею с отшельником, как и оставим воображение для решения повседневных действительных задач. Так или иначе, в конечном итоге, побеждает не человек, а жизнь. Осознание этого факта, верю поможет нам на первом этапе принять наши жизни такими, как они есть, и мы скажем себе: “Человек — это творец своей жизни” и начнем что-то делать для этого.  Что же касается утверждения к игре “Верю, не верю”, автор считает, что мы сами ведущие своих жизней,  а значит сами и определим — правдиво ли это утверждении или ошибочно.